Самозащита
Персона номераХроника победыМонологЗавтрак с чемпиономСюжет человека
Генеральная линияТурнирыТурнирыТурнирыТурнирыТурнирыТурниры
Секция самбо
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Социальная функция тренера

Текст: Григорий Зеленский.
Коллаж: Вячеслав Доронин.

Обычно известность приходит к тренеру после того, как его подопечный сумел добиться впечатляющего результата: победить на Олимпийских играх или чемпионате мира. Есть в этом какая-то несправедливость. Тысячи классных специалистов воспитывают десятки, а то и сотни тысяч молодых людей в нашей стране, передавая им важные спортивные и жизненные навыки, делают общество более совершенным, однако об этом как-то не принято вспоминать публично. Возможно, общество просто плохо представляет, чем занимаются тренеры.

В апреле 2016 года Герман Греф объявил о начале подготовки в Корпоративном университете Сбербанка группы высоко­поставленных чиновников уровня замминистра, статс-секретарей и глав федеральных ведомств. Целью программы, которая называется «Современные технологии менеджмента и их использование в реформе государственного управления», стало обучение современным методам менеджмента. В числе преподавателей — профессиональные лекторы, представители Google, эксперты McKinsey, а также… волейбольный тренер Владимир Алекно, под руководством которого национальная сборная выиграла Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. Комментируя представителям СМИ свое участие в программе, Владимир Алекно сообщил, что его приглашение обусловлено потребностью в обучении командному взаимодействию и формировании командного духа.
Приглашение спортсмена в качестве visiting lecturer (Алекно завершил игровую карьеру в 2000 году, а до этого в составе ЦСКА дважды становился чемпионом СССР) — необычное решение как для образовательной системы в целом, так и exclusive education, то есть высшего уровня подготовки управленческих кадров. Что такого знает тренер, о чем не способны поведать многомудрые консультанты из лучшей консалтинговой компании мира или менеджеры компании, входящей в десятку самых дорогих брендов мира?
Этот вопрос можно и переформулировать: какова роль тренера в реалиях современного общества, какие требования предъявляются к профессии тренера и почему именно спорт формирует навыки, востребованные в других сферах и индустриях? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит посмотреть на профессию тренера с необычного ракурса, как это, возможно, сделали Герман Греф, а также ректор Корпоративного университета Сбербанка доктор экономических наук Валерий Катькало. Однако прежде чем заглядывать в зазеркалье, давайте посмотрим, как профессия тренера выглядит в нашей, привычной реальности.


Немного формализма

Тренер — это своего рода воспитатель спортсменов. Во всяком случае, английское слово train передает именно такие значения: воспитывать, направлять, двигаться к цели. Тренеры обучают спортивным навыкам, развивают функциональные возможности подопечных, курируют системную подготовку спортсменов и физкультурников, управляют сборными командами. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) дифференцирует профессию следующим образом: главный тренер, старший тренер-преподаватель, старший тренер сборной, тренер-врач, тренер-ветеринар, тренер-инженер, тренер-механик, тренер — оператор видеозаписи. Таким образом, у тренерской профессии есть некоторые дополнительные составляющие, которые некоторым образом расширяют наше представление о том, как устроена система формирования спортивных навыков.
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) относит тренера к категории «среднего персонала в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности» (подгруппа 34). К этой подгруппе относятся бухгалтеры и сотрудники банков, работники таможен и налоговых управлений, социальные работники, артисты и т. д.
Представители базовой группы № 3475 «Спортсмены», куда входят сами спортсмены и «лица родственных профессий» (то есть тренеры), «принимают участие в спортивных соревнованиях, тренируют спортсменов и организуют спортивные мероприятия». Их занятие описывается следующим образом:
• физическая подготовка и участие в спортивных соревнованиях;
• тренировка спортсменов, развитие у них спортивных умений, навыков, подготовка к спортивным достижениям;
• организация и проведение спортивных мероприятий, соревнований, выступлений;
• выполнение других родственных по содержанию обязанностей;
• обучение других работников или руководство ими.
Еще в ОКЗ указано, что «персонал сферы искусства, развлечений и спорта функционирует под руководством менеджеров, продюсеров или самостоятельно». Вот, собственно, и все, что знает российская бюрократическая система о профессии тренера. Более подробный набор требований можно обнаружить в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Спорт» для магистров.
В частности, стандарт определяет, что объектами деятельности магистра в области спорта (и физической культуры — оба направления описываются примерно одинаково) являются «процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоение им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развитие двигательных способностей и высокой работоспособности». Прочитать и понять смысл написанного — уже непростая задача.
Соответственно, объектам деятельности прописаны общекультурные и профессиональные компетенции магистров в области спорта. Наибольший интерес представляют компетенции, которые идут в середине списка, а именно: способность брать на себя ответственность за принятые решения (ОК7), способность принимать нестандартные решения (ОК8), разрешать проблемные ситуации (10), адаптироваться к новым ситуациям (11). Стандарты профессионального образования для магистров имеют во многом схожие описания в части компетенций, так что все эти «решать проблемные ситуации» и «брать на себя ответственность» являются общим местом для разных направлений. Однако именно в случае с тренером бюрократический язык дает весьма неплохое представление о сути профессии.


Зазеркалье

Одним из первых, кто понял, что тренерская профессия — это не только и не столько про «развитие функциональных возможностей», сколько про формирование личностных компетенций, был гарвардский преподаватель Тимоти Голви (Timothy Gallwey). Вернее, так: преподавателем он стал позднее, а первая половина его жизни была не самым удачным примером стартапа. После получения университетского диплома он преподавал гуманитарные науки в колледже на Среднем Западе, но в 31 год ушел из образовательной сферы и начал тренировать теннисистов в спортклубе. Несколько лет тренерской работы изменили сознание Голви: он понял, что для достижения высоких результатов работать нужно с мотивацией спортсмена, а не с его техническими навыками. Результатом этой ментальной революции стала книга «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis, 1974), где Голви попробовал представить свои спортивные методы как универсальные инструменты повышения эффективности человека.
«Внутренняя игра в теннис» стала бестселлером (и является им до сих пор), сделала автора известным консультантом (он основал компанию The Inner Game), преподавателем Гарварда, но что еще важнее — дала старт инновационному методу консультирования, который стал называться «коучинг». Английское слово coaching является синонимом глагола train и используется для обозначения схожих действий.
Огромный потенциал коучинга разглядели в Великобритании. Одним из наиболее преданных последователей Голви стал баронет Джон Генри Дуглас Уитмор. В молодости Уитмор был страстным автогонщиком, принял участие в нескольких знаковых чемпионатах (например, «24 часа Ле-Мана» и Saloon Car). По завершении спортивной карьеры Уитмор возглавил агропромышленный холдинг и, столкнувшись с рядом управленческих проблем, отправился за океан к Тимоти Голви. Вернувшись на родину, он создал школу тенниса и лыжную школу, чтобы апробировать принципы «внутренней игры». Сегодня это самый известный консультант по вопросам эффективности в мире и создатель бизнес-коучинга.
В одном из своих выступлений Джон Уитмор утверждал: «Обратившись к спорту, откуда коучинг ведет свои истоки, мы видим, что прямой противоположностью коучингу является традиционная тренерская работа. Тренер дает спортсменам инструкции, как надо делать то или иное упражнение, как нужно управлять своим телом, показывает на своем примере. Коуч же создает возможность спортсмену самому приспособиться к выполнению упражнения наилучшим образом. Он просто задает вопрос: «Как вы думаете, что может позволить вам плыть быстрее?»
Метод коучинга состоит преимущественно из ряда вопросов, которые задает консультант. Правильных ответов не существует, вернее, те ответы, которые формулирует отвечающий, по умолчанию считаются правильными. Лайф-коучинг по системе GROW состоит из четырех этапов, во время которых происходит определение целей (Goal), оценивается контекст (Reality), создается список потенциальных возможностей (Opportunity) и выбирается путь дальнейшего движения (What Next). Уитмор так объясняет действие метода: «Результаты коучинга обеспечиваются главным образом отношениями взаимной поддержки между коучем и его подопечным, средствами и стилем их коммуникации. Подопечный получает информацию не от наставника, но, поощряемый коучем, находит ее в самом себе».
Считается, что эффективность коучинга более высока по сравнению с другими методами повышения личностной эффективности. Причем под личной эффективностью подразумеваются не только производственные (или спортивные) успехи, но и отказ от таковых. В процессе коучинга человек может, например, осознать, что не хочет достигать чемпионского уровня, но ему приятно заниматься спортом, развивать функциональные навыки, общаться со спортсменами. Он перестает обвинять себя в отсутствии результатов, меняет практику тренировок и… достигает лучших результатов.
Не нужно переоценивать коучинг — это всего лишь один из методов консалтинга. Однако стоит признать, что в свое время это был революционный метод, который существенно изменил представление о мотивации человека, а также способах формирования его жизненных целей. Корни этого революционного метода находятся в спорте не случайно, ведь именно тренеры занимаются изучением способностей человека, заставляя его подчас совершить нечто, находящееся за пределом возможного. Вероятно, именно такими резонами руководствовались представители Корпоративного университета Сбербанка, приглашая в команду преподавателей Владимира Алекно.
Компетенции, которые прописаны в образовательном стандарте магистра в области спорта как общекультурные, на самом деле являются ключевыми компетенциями тренера. Скажем так: научиться преподавать технику падений и бросков не так уж сложно. Намного труднее научиться успешно взаимодействовать с людьми разного возраста, пола и социального происхождения. И не только взаимодействовать, но и «отзеркаливать» им их возможности. Ведь многим тренер нужен не только в роли организатора занятий, но и в качестве зеркала, в котором можно увидеть свои сильные и слабые стороны. Понимает ли это тренер — другой вопрос.


Социальный лифт

Тренерская профессия — одна из немногих, ориентированных на индивидуальный рост подопечных. Именно поэтому тренеры много времени уделяют психологическим аспектам общения, вынуждены находить подходы к людям из разных страт, в том числе из андеркласса и других социально неблагополучных групп. Впрочем, изнеженные отпрыски респектабельного среднего класса — не менее сложный контингент, особенно если учесть, что за многими из них стоят одержимые ранними успехами детей родители. С кем приходится сложнее — с выходцами из фавел или представителями «клубничного поколения», сказать сложно, но понятно, что современные реалии предъявляют тренерам необычайно высокие требования именно по части общекультурных компетенций.
Можно вспомнить несколько историй, герои которых сумели изменить судьбу благодаря спорту. В одном интервью чемпион мира по версии WBO (2013–2014) Руслан Проводников признался: «Я вырос на улице в маленьком северном поселке… Алкоголь попробовал рано. Токсикоманил, по подвалам шарился. И не только по подвалам — в форточки с ребятами лазили…» Драка в его кругу была единственным способом самоутверждения, а героями — старшие товарищи, прошедшие через пенитенциарные учреждения.
Олимпийский чемпион по вольной борьбе Владимир Юмин рано остался без родителей, воспитывался в детском доме, попал в спецучреждение для трудновоспитуемых в Каспийск, где и начал заниматься спортом. В 23 года стал чемпионом мира, в 2009 году включен в Зал славы Международной федерации любительской борьбы (FILA). Трудное детство — частая составляющая биографии спортсмена. Вот фрагмент из воспоминаний Рашида Магомедова, занимающего 14-ю строчку в рейтинге UFC: «У нас это обычное дело, в детстве драки были через день. Идем, бывало, с друзьями, нас останавливают старшие и спрашивают: „Будете драться?“ — „Ну, будем“. Дрались, а потом вместе шли дальше».
Аналогичных примеров более чем достаточно. Для многих людей спорт стал своего рода социальным лифтом, поднимающим их на разные этажи общественного устройства. В послевоенные годы секции заменяли юношам, потерявшим близких, семьи и тем самым спасали от безотцовщины и криминала. В наши дни спортивные успехи обеспечивают восходящую мобильность и повышение социального статуса. Кто-то поднимается на спортивном лифте на верхние этажи, кто-то сходит на начальном этапе. Но в любом случае тренеры выступают в этом процессе в роли лифтеров, гарантирующих обществу появление людей с широким набором полезных навыков, например самодисциплиной, активной позицией, нравственными устоями, опытом сложных коммуникаций.


Несколько общих суждений

Здесь самое время упомянуть об ответственности, которая естественным образом вырастает из той роли, которую играют тренеры в обществе. Ошибки в подготовительном цикле спортсмена можно исправить и скорректировать. Это техническая сторона дела — не получилось в этом сезоне, получится в следующем. А по каким критериям оценивать личностное воздействие тренера на своего подопечного? Как определить, было ли это воздействие положительным или, наоборот, тренер вольно или невольно способствовал формированию у спортсмена каких-то не самых лучших качеств?
Другой актуальный вопрос — о том, как сами тренеры оценивают необходимые им для работы компетенции. Исходя из описания профессии, предложенного в ОКПДТР, ОКЗ и стандарте высшего образования, можно предположить, что тренеры умеют организовывать мероприятия, успешно применяют педагогические и андрагогические методы воспитания, прекрасно разбираются в нюансах спорта. Но как быть с психологической, аксиологической (то есть относящейся к системе ценностей) и культурной составляющей профессии? Насколько в этих аспектах тренеры соответствуют вызовам современности? Подобные сюжеты регулярно обсуждаются на разных конференциях, но ведь известно, что теория и практика не всегда дружат, а придуманное в научном кабинете не всегда доходит до тренировочного зала.
Сегодня эффективность тренера оценивается по достижениям его питомцев. Есть победы — есть надбавки и статус; и наоборот. Но этот индикатор эффективности однобоко репрезентует профессию, исключая то, что не способствует добыванию золотых наград и титулов, то есть практически всю социальную компоненту работы. Возможно, это происходит из-за того, что общество плохо представляет, чем занимаются тренеры по-настоящему, какую практическую нагрузку они на себе несут. Следовательно, кто-то из тренерского комьюнити должен взять на себя труд по созданию соответствующего рассказа. Будет ли он в виде мемуаров, концептуального блокбастера или сборника занимательных историй — неважно. Главное, чтобы эта книга стала хитом, понравилась читателям и позволила посмотреть на профессию тренера с нового ракурса. А может быть, такая книга уже написана и лежит в каком-то издательстве?

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

3 (80) 2016
Номер 3 (80) 2016

Краткий анонс:
Оксана Фёдорова: "Нести добро и красоту"Книга жизниВлад Демин: "Полагаюсь на интуицию и опыт"Александр Волков: "Настроен на победу"Глеб Черепанов: "В поисках нового"Социальная функция тренераБольшое самбо в ХимкахВстреча в КазаниНа подъемеПод знаком добраВ Москву за кубкомПроверка на стойкость
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array